Атомна енергетика

Новые “Чернобыли” Украины

chornobyl2015В целях безопасности Европа должна помочь украинскому правительству вывести из эксплуатации атомные реакторы страны, а не восстановить их.

В 1983 году Советский Союз официально ввел в эксплуатацию два атомных реактора, которые сегодня находятся в Украине. На одном из них (энергоблок № 4 Чернобыльской АЭС) произошел взрыв и пожар через три года после его введения в эксплуатацию. Это привело к выбросу большого количества радиоактивных частиц в атмосферу – катастрофе, последствия которой ощущаются до сих пор далеко за пределами Украины. Второй реактор (энергоблок №1 Южноукраинской АЭС) продолжает работать несмотря на все признаки, указывающие на необходимость его снятия с эксплуатации.

Длительная эксплуатация энергоблока №1 и стареющих атомных электростанций страны, вероятно, была бы невозможной без финансовой поддержки со стороны европейских налогоплательщиков, которая поступает через Европейский банк реконструкции и развития и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) в рамках программы “повышения безопасности” энергоблоков атомных электростанций с бюджетом 600 млн евро (650 млн долларов США). В нарушение Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) и положений кредитного договора ЕБРР, программа была принята без проведения каких-либо консультаций с европейскими соседями Украины.

Благодаря этой программе Южноукраинская АЭС в 2013 году получила разрешение на продление срока эксплуатации на десять лет от Государственной инспекции ядерного регулирования (Госатомрегулирование Украины). Но, согласно результатам комплексного исследования, опубликованного в прошлом месяце Национальным экологическим центром Украины (НЭЦУ), оценка, на основании которой было принято это решение, не соответствует действительности. На самом деле, реактор энергоблока №1 имеет опасные уязвимые места, включая заметный износ некоторых элементов, который уже в десятки раз превышает допустимые значения. Авторы исследования предупреждают, что такие уязвимые места могут привести к ядерной аварии, включая выброс радиоактивных частиц внутри блока или даже в окружающую среду.

Это вряд ли единичный случай. Сегодня в Украине эксплуатируются три атомных энергоблока, проектный срок эксплуатации которых уже завершился. В течение ближайших пяти лет завершится проектный срок эксплуатации остальных девяти атомных энергоблоков. Совсем скоро (менее, чем через три недели) завершится проектный срок эксплуатации энергоблока №2 Южноукраинской АЭС. Это означает, что Госатомрегулирование Украины должна теперь решить, следует ли выдавать разрешение на продление срока эксплуатации этого энергоблока на 20 лет.

Госатомрегулирование Украины будет принимать это важное решение без критически важной информации о рисках для здоровья и окружающей среды, которые реактор представляет для Украины и ее соседей. В нарушение обязательства Украины, как страны, подписавшей Конвенцию Эспо, проводить трансграничную оценку воздействия на окружающую среду (не говоря уже о неиспользовании возможности рассмотреть потенциальные альтернативы продлению срока эксплуатации реактора), такой анализ, как можно предполагать, не будет проведен.

В прошлом месяце агитационные группы в соседних странах письменно обратились к своим представителям в ЕБРР с просьбой приостановить финансирование банком мероприятий по восстановлению атомных электростанций в Украине до тех пор, пока не будет проведена оценка трансграничного воздействия. Аналогичное письмо, подписанное Международной сетью НПО ЦВЕ “Бенквоч” и 45 другими природоохранными НПО в регионе, уже было отправлено в Генеральный директорат Европейской комиссии по вопросам окружающей среды и директору, представляющему Европейский Союз в ЕБРР.

Но, даже если такой анализ будет выполнен, украинский ядерный регулятор будет не в состоянии гарантировать безопасное функционирование стареющих атомных энергоблоков. Речь идет не только о его сомнительной профессиональной компетентности, на которую был сделан акцент в исследовании НЭЦУ; его независимость была резко ограничена в результате недавнего принятия правительством решения существенно сократить нормативные обязательства для предприятий и государственных компаний (кроме налоговых обязательств). В феврале ЕБРР подтвердил, что Госатомрегулирование Украины сейчас не может возглавить проведение проверок безопасности. Это является нарушением условий кредитного договора ЕБРР.

О непосредственной угрозе, исходящей от продолжающегося военного конфликта с поддерживаемыми Россией сепаратистами на Донбассе (Восточная Украина), и говорить не приходится. К очевидным рискам, связанным с нестабильностью, следует добавить зависимость Украины от России в контексте поставок большей части топлива, на котором работают устаревающие украинские реакторы, а также утилизации и хранения большей части отработанного топлива украинских АЭС. Другими словами, зависимость Украины от атомной энергетики, на которую приходится около половины от общего количества электроэнергии, производимой государством, увеличивает ее стратегическую уязвимость к действиям России.

Одного этого должно быть достаточно, чтобы убедить правительство Украины не увековечивать зависимость своей страны от этого ненадежного и опасного источника энергии. Кроме того, 29-я годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая наступила в этом месяце, должна служить напоминанием о том, как много вреда может причинить авария атомного реактора.

Украина должна рассматривать даты истечения срока эксплуатации своих реакторов как возможность наступления более безопасного, более устойчивого энергетического будущего. Учитывая, что это также будет соответствовать интересам Европы, правительства и граждане стран-членов ЕС должны сделать все возможное, чтобы поддержать эти усилия. Это долгосрочная цель, для достижения которой продление срока эксплуатации является неприемлемым решением.

Автор: Ирина Головко, Украинский активист энергетических кампаний
Опубликованно в Project Syndicate, 2015.