В конце апреля, сославшись на 33 несоответствия текущим стандартам безопасности, украинская инспекция ядерного регулирования приняла решение о приостановке 2-го энергоблока Южно-Украинской АЭС к моменту истечения срока его проектной эксплуатации, т.е к 12 мая 2015. Согласно этому решению, в случае, если Национальная энергогенерирующая компания «Энергоатом» захочет возобновить работу энергоблока сверхпроектно, она должна будет обеспечить выполнение всех необходимых мер до мая 2017.
Тем не менее, на 2-й энергоблок АЕС продолжают рассчитывать для прохождения предстоящего зимнего периода 2015-2016 гг. Члены группы сети НПО Бенквоч и ее украинское отделение Национальный экологический центр Украины (НЭЦУ) обеспокоены тем, что у правительства Украины нет «плана Б» на случай, если блок будет технически не готов к работе. В такой ситуации оператор и регулятор (Государственная инспекция ядерного регулирования) скорее всего будут под давлением снова запустить блок перед наступлением зимы, даже если все модернизации энергоблока и устранения отклонений по безопасности не будут выполнены.
Четыре атомные электростанции, насчитывающие 15 реакторов, вырабатывают почти половину всей электроэнергии для энергообеспечения Украины, и страна практически полностью зависит от ядерных поставок топлива из России, а также от хранения двух третей отработанного ядерного топлива.
Три атомных энергоблока Украины уже работают после окончания запланированного срока их эксплуатации. К 2020 году Энергоатом планирует получить такие разрешения от Государственной инспекции ядерного регулирования Украины еще для девяти энергоблоков, включая второй энергоблок Южно-Украинской АЭС.
нергоблок № 1 Южно- Украинской АЭС – один из тех, кому уже было предоставлено продление срока эксплуатации на 10 лет. Однако, исследование НЭЦУ, опубликованное в марте этого года (pdf), вскрыло опасные недостатки первого энергоблока, включая видимый износ в ряде элементов корпуса реактора, который уже превышает допустимые уровни в десять раз. Кроме того, по сведениям НЭЦУ, в процессе принятия решения были допущены нарушения международного права.
Для первого и второго реакторов на Ровенской АЭС в 2010 году были выданы разрешения на сверхпроектную работу без надлежащей оценки воздействия на окружающую среду Украины и близлежащих стран, что является нарушением Конвенции Эспо (Конвенция Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), которую Украина подписала.
В 2014 году Комитет по имплементации Эспо указал украинским властям на невыполнение ими своих обязательств. Как выяснилось, с соседними странами не проводились консультации о возможных последствиях продления срока эксплуатации. Это также является нарушением условий, связанных с получением кредитов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским сообществом по атомной энергетике (Евратом) на повышение безопасности украинских атомных станций. Выполнение мероприятий в рамках «Комплексной программы повышения безопасности энергоблоков АЭС» Украины является обязательным условием регулятора для рассмотрения возможности продления срока работы энергоблоков, и именно на их реализацию ЕБРР и Еврокомиссия выделили в 2013 году 600 миллионов евро.
Группы сети Бенквоч из соседних стран − Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии и Словении − в свою очередь уже обратились с просьбой к своим правительствам с просьбой занять более про-активную позицию в этом вопросе и обратится с соответствующими запросами к правительству Украины касательно продления срока эксплуатации 2-го энергоблока Южно-Украинской АЭС (приостановленного в настоящее время), и запланированного на декабрь решения по энергоблоку №1 на Запорожской АЭС.
Общественные организации из соседних стран также призвали своих национальных представителей в ЕБРР потребовать от банка приостановки выделения финансирования на модернизацию украинских АЭС до тех пор, пока не будет осуществлена трансграничная оценка воздействия на окружающую среду.
Вернувшись из миссии Бенквоч по установлению фактов для оценки текущей ситуации в атомной энергетики в Украине, проведенной в последнюю неделю апреля, национальный координатор Бенквоч из Венгрии, координатор кампании Национального «Общества защитников природы – Друзья Земли» в Венгрии Акош Эгер прокомментировал:
«Наша команда провела последние несколько дней, встречаясь с представителями органов власти в Киеве и на Запорожской атомной электростанции, но мы так и не получили никаких заверений о том, как и когда Украина будет консультироваться с нашими странами в рамках процесса оценки воздействия на окружающую среду при продлении роботы АЕС. Мы надеемся, что в следующий раз, ми встретимся с ними уже на таких консультациях».
«Глубокие и системные преобразования»
Вопрос о ядерной и энергетической безопасности Украины следует также рассматривать в контексте помощи, которую в настоящее время предоставляет стране ЕС, а также другие организации международного сотрудничества. «Глубокие и системные реформы» в отношении энергетической безопасности, диверсификации поставок топлива, прозрачности и верховенства права в энергетическом секторе заявлены в Украине в качестве приоритетных целей.
Однако, безоговорочное упование на отработавшие свой ресурс атомные блоки, зависящие к тому же от поставок российского топлива, вряд ли можно считать признаком системных реформ в отношении энергетической безопасности Украины. Такой подход не должен поддерживаться международным сообществом . То, что действительно нужно Украине – существенное повышение энергоэффективности во всех сферах, постепенное снижение зависимости от устаревших небезопасных советский технологий, их замена на более безопасные и эффективные альтернативы – это то, что могло бы осуществляться более активно благодаря международной поддержке.
Национальный координатор сети НПО Бенквоч в Украине Ирина Головко, которая отслеживает проекты ЕБРР в Украине, в том числе «программу повышения безопасности АЕС», отмечает:
«Ситуация с остановкой 2-го энергоблока Южно-Украинской АЭС свидетельствует о том, что недостаточный уровень безопасности может привести к закрытию ядерных энергоблоков. Мы были ошеломлены, когда на прошлой неделе в Министерстве энергетики узнали, что наше правительство действительно не имеет “плана Б” и будет в полной мере рассчитывать на стареющие энергоблоки, работающие после окончания их проектного срока эксплуатации. Временное закрытие это одно, но властям Украины пришло время готовить альтернативы и планировать будущее без ядерной энергетики».
Источник: Bankwatch Mail